История села Шуя


Страницы историиИстория поселкаТопонимикаИстория школыШкола сегодня
Антропонимика


СТАТЬИ:

-По Прионежью.....В XVIII веке

"Памятная книжка Олонецкой губернии l869-Петрозаводск,
-У кого больше самоваров
-«И слезы, и радости» 1881 г
-Памятники археологии на территории Прионежья
Кукуруза на Шуйских полях
Праздник в старинной Шуе

С нами можно связаться по адресу:
shuja@inbox.ru

Книга
"ШУЯ, ИЮНЬ 1929"
Ю.И. Дюжев

 


По Прионежью.....В XVIII веке

В издательстве «Карелия» вышла книга выдающегося натуралиста конца XVIII — начала XIX века академика Н. Я. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Как пишет в предисловии Б. И. Кошечкин, эта книга «во многом необычна. Это первая книга о Карелии, написанная русским ученым, первое сочинение о нашем крае, изданное на русском языке». Последний раз книга издавалась в 1812 году.
Ряд глав «Путешествия по озерам Ладожскому и Онежскому» посвящен нашим, прионежским, селам и деревням. Они сообщают немало любопытных сведений. Путешествие свое по Ладожскому и Онежскому озерам Н. Я. Озерецковский совершил по заданию Академии летом 1785 года. Книга, безусловно, интересна самому широкому кругу читателей, а сегодня мы предлагаем отрывки из нее, посвященные нынешнему Прионежью.

В 10 верстах от села Щелеек на возвышенном берегу Онежского озера лежит карельская деревня Каскесручей, от которой в 7 верстах находится село Рыборецкое при речке Рыбьей, в Онежское озеро впадающей, при которой стоит деревянная церковь с небольшим числом обывательских домов, а прочие дворы отстоят от погоста сего на полверсты или несколько далее и составляют особливые деревушки, пустырями от погоста отделенные. Возвышенный озерный берег из-за деревни Каскесручей, не пременяясь, идет к селу Рыборецкому; он везде тут по большей части песчаный и столь крут, что зимою с озера, по которому близ берега обыкновенно прокладывают дорогу, в редких местах приезжающие на матерую землю подняться могут.
...В 10 верстах от Шолтозерки, неподалеку от озерного берега лежит остров Брусинской, изрядным сосняком покрытый, на котором после бывшего тут некогда девичьего монастыря осталась старенькая деревянная церковь во имя святителя Николая, при которой находится священник, живущий на берегу Онежского озера расстоянием от острова с лишком на версту, а при церкви, так как и на всем острове, нет никаких жителей. К сему острову пристают все проезжающие по озеру, а особливо богомольцы к чудотворцам на Соловецкий остров, что на Белом море, каждое лето во множестве на судах плавающие, и заходят молиться в оную церковь, причем всяк оставляет в ней сколько-нибудь денег, и сим подаянием церковь оная содержится.
Брусинской остров получил свое название от каменной ломки, лежащей на самом берегу озера за проливом, остров от материка отделяющим. Ломка сия также называется Бруеинскою, потому что из добываемого тут  бледно-зеленого и красноватого песчаного камня делают брусья, точила и употребляют его в Петрозаводске на железоплавильные печи или домны, в которых он несравненно долее жар выдерживает, нежели всякий кирпич.
...За Толстым Наволоком впадает в озерную губу Яней ручей, при котором находятся рыбачьи избушки; от сих далее по берегу не видно, никаких селений до реки Шокши, до которой от Брусинской ломки верст около 10. Устье реки Шокши засыпано от озера песком, и никакие суда в реку сию входить не могут кроме лодок. Вода в ней черна. Шокшинский погост, при реке сей лежащий, отстоит от устья ее версты на три. Жители сего погоста во все почти лето по ночам ловят в Онежском озере ряпушку, которой столь много там попадается, что она, как свежая, так и сушеная, большую часть года главную составляет их пищу.
...В Петрозаводске годовых ярмарок не бывает, вместо того ежегодно отправляется небольшая ярмарка в Шуйском погосте, лежащем при реке Шуе в 15 верстах от Петрозаводска, от которого не только до Шуйского погоста, но и гораздо далее оного водяное имеется сообщение... Шуйский погост состоит из 278 дворов, кои расположены по обеим берегам реки Шуи. В сем погосте годовая ярмарка отправляется 24 июня в день рождества Предтечи, на которую съезжаются петрозаводские купцы и жители окружных погостов. Продажа бывает тут разным мелочным товарам как привозным, так и в Шуйском погосте находящимся, ибо здесь живут не одни крестьяне, но также купцы и мещане к Петрозаводску приписанные; крестьяне ж там троякого звания: государственные, экономические и помещичьи. Кроме купцов и некоторых зажиточных крестьян, все прочие живут в черных избах, в которых печи или глиняные или из дикого камня, без труб, с окнами в потолке прорубами, которые во время топления бывают отворены, а как печи истопятся, то затворяются. Обыкновенная сих жителей пища состоит из : тыквы, репы, гороха, разных волнух, но исключая угрей, которых совсем не едят. Строевого леса при сем погосте не имеется, а дровяного довольно. Пашни их к реке Шуе прилежащие частью глинисты, частью песчаны или каменисты, на оные возят они навоз в исходе зимы, пашут сохами, сеют ячмень, овес, лен и горох. Изобилуют сенокосами, сено косят горбылями, довольно держат скота: коров, овец и лошадей, но из птиц, кроме кур, никаких не водят. Они производят немалую рыбную ловлю в реке Шуя, в озере Онежском, в Ушкозере, Логмозере, Кончезере и пр. неводами, сетками и заколами, в которые попадаются ряпуха, ерши, щуки, налимы, угри, сиги, лососи, пальи и торпы или форели. Лососей, палью, торп, щук и сигов отчасти они солят и проветривают для отправления в С.-Петербург на продажу, куда возят также разную дичь., как-то глухарей, белых куропаток и рябчиков, которых у себя стреляют. В Петрозаводск же по реке Шуе и по Логмозеру привозят масло, молоко, яйца, капусту, репу и рыбу, а зимою и говядину. На ярмарки Тихвинскую и Шуньгскую, возят они уклад (кованую сталь), который покупают в Мунозереком погосте».
...За Пиньнаволоком лежит залив Ялгуба, который длиною более пяти верст, а шириною в самом пространном месте не больше, кажется, полуверсты. На северной стороне сего залива или губы при самой воде лежит село Ялгубское, в котором живут крестьяне освобожденные от всякой подати. На сию льготу имеют они жалованную грамоту от царя Василия Иоановича за верную службу крестьянина Григорья Меркуриева, которому дана была оная грамота. Но в чем состояла верная его служба, в грамоте не означено, а потомки оного крестьянина, по преданиям предков своих, и поныне рассказывают, будто бы прародитель их Григорий Меркуриев зализал больную ногу оному государю и за сие излечение получил как для себя, так и для своего потомства объявленную милость...

Из книги: Н. Я. Озерецковский «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому».
Петрозаводск, «Карелия», 1989 г.

Дата последнего изменения этого узла 02.10.2008