Пионерия

Страницы истории

Школа сегодня

Статьи

Династии

 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Творческий отчет учителя
04.01.1990г.«Коммунист Прионежья»

На этот раз учились не только Шуйские школьники, но и учителя труда из разных школ Прионежского района, приехавшие на открытый урок, который проводил их коллега Борис Петрович Годунов.
Тема была довольно-таки сложная — по электротехнике: параллельное и последовательное соединения в электрической цепи. Задача перед учителем стояла еще сложнее: это был не просто открытый урок или аттестация его как педагога, а своеобразный творческий отчет и учителя труда, и председателя кооператива « Школьник », коим Б. П. Годунов является уже третий год.
Вначале расскажем о самом уроке. Он проходил не по устоявшейся схеме — оценка прошлого урока, подача нового материала, его закрепление, а был проведен в форме дружеской беседы с элементами игры, и в некоторых моментах — с элементами юмора:
— Ребята! — шутил Борис Петрович, — хотя у нас ученики уже безошибочно стали составлять эти соединения своими руками из специальных подсобных материалов. После урока ребята ушли из мастерских, остались только учителя, чтобы поставить Б. П. Годунову свою оценку за урок.
Г. Т. Афанасьев из Ялгубской школы, С. И. Марков из Деревянской школы. Интерната, Б. С. Терентьев из Заозерья, Н. В. Кирилин из Шелтозера, А. А. Че из Ладвы и методист районного методического кабинета А. Г. Гельфонд поэтапно и, можно сказать, поминутно разобрали весь ход урока и дали ему высокую оценку. Возможно, некоторые детали кто-то из них учтет и использует в своей педагогической практике, на своих ежедневных уроках. Некоторые педагоги, оценившие открытый урок Б. П. Годунова, внесли предложение назначить своего коллегу старшим преподавателем.
Но, что ни говори, для всех собравшихся подобные уроки не такая уж новость, а вот опыт работы школьного кооператива вызвал неподдельный интерес и множество вопросов.
— Сейчас, на третьем году существования «Школьника», провожу экономические занятия, — рассказывает Борис Петрович, — ученик в кооперативе становится рабочим и должен знать, сколько и за что он будет получать денег. Кооператор должен также знать, сколько приходится отчислять за приобретенные материалы, электроэнергию, в общем, должен быть в курсе всех денежных дел. Этим, во-первых, устраняется возможность кривотолков: почему, мол, я заработал три рубля, а другой намного больше? Кроме того, каждый работающий будет уже и теоретически знать цену рублю, заработанному своими руками.
В этом учебном году в кооперативе будут трудиться 16 ребят и 4 взрослых. А пока что в этот день пришли на стажировку Саша Ануфриев, Леша Вайник, Володя Дмитриев и Дина Жилинская — сегодня единственная девочка в кооперативе. Взяты высушенные заготовки дерева, руки держат резец — началась резьба по дереву...
Не жажда наживы привела ребят в кооператив. Одни из них хотят научиться интересному и нужному в жизни ремеслу, кто-то хочет помочь отцу с матерью материально, а другие ходят в мастерские потому, что больше некуда пойти, «шататься» же бездумно и без дела по поселку не хочется. У каждого школьника — своя причина, но всех их объединяет увлеченность учителя труда Б. П. Годунова.
 

В. АЛЕКСЕЕВ.

Белорусская кухня
21.04.1990г.«Коммунист Прионежья»

Веками каждый народ сохранял и накапливал секреты приготовления полюбившихся блюд. Мы привыкли к картошке, рыбе, пирогам. Их и готовили по специальным рецептам в день карельской национальной кухни, который состоялся в этом году. Нынче коллектив нашей столовой № 7 Шуйской средней школы провел второй такой праздник — день белорусской кухни. Его мы приурочили к творческому отчету педагогического коллектива Шуйской школы.
Выбор этой кухни "был не случаен. Известно, что многие белорусские блюда схожи с карельскими. При этом имеют и свои особенности. Их и постарались передать повара столовой" — В. Н. Гуркова, О. В. Чурьянова, кондитер Л. А. Уханова, наш калькулятор, в прошлом "тоже кондитер О. В. Наумова.
При подготовке дня белорусской кухни использовали специальную литературу, которой заранее запаслись в библиотеках. Прикинули, что нам по силам. И пошли: юшка картофельная с грибами, зразы мясные тоже с грибами, картофельные драники и бабки. 12 наименований блюд было в меню.
В этот день в Шую съехались директора школ района. Могли оценить наш обед. В результате в книге отзывов появилось пять благодарностей. Учитывали мы мнение и школьников. Конечно, по тому, как бойко шли в школьный обед вареники с творогом, можно было уже догадаться, что они понравились ребятам. Но окончательное мнение ученики высказали в специальной анкете, куда помимо вопросов о качестве и ассортименте блюд, были включены и такие — культура обслуживания, оформление зала.
Все члены коллектива столовой были в национальных белорусских костюмах. А молодому повару Оксане Чурьяновой белорусский веночек был особенно к лицу. Нарядно украшены столы, в зале музыка. Довольные лица наших посетителей свидетельствовали о том, что мероприятие удалось на славу.
По достоинству оценила его и старший инженер - технолог райпо А. И. Афанасьева, кстати, одна из инициаторов дня национальной кухни. Она заметила, что прежде Прионежское райпо неохотно шло на проведение таких дней. Стоимость школьного обеда очень мала: на 30—40 копеек сейчас трудно приготовить вкусный и сытный обед. Но директора некоторых школ пошли на то, чтобы доплатить небольшую разницу стоимости ученического обеда за счет средств, заработанных самими ребятами. В результате появилась заинтересованность у поваров, да и школьники от этого только выиграли. В конце апреля день национальной «кухни планируется провести в средней школе Мелиоративного.
 

Л. ХОРОВЕЦ, зав. столовой № 7.

Творческий отчет
24.04.1990г. «Коммунист Прионежья»

Творческий отчет Шуйской средней школы. Кажется, официально, сухо и казенно. А на самом деле...
В фойе школы, на одной из колонн висело необычное объявление, писанное большими буквами старославянским шрифтом: «Указ по школе Шуйской средней! §1. Провести восемнадцатого апреля сего года Праздник знаний. § 2. Всем школярам прийти в сей день без опозданий к 8-30 утра да с настроением хорошим, выдумкою да смекалкою!».
Интригующее и зовущее приглашение, не правда ли? Тем более, что хозяевами праздника были учащиеся Шуйской школы, а гостями — работники Прионежского роно, директора и их заместители почти всех школ нашего района. Впрочем, вскоре гости стали такими же участниками праздника — в этом можно было убедиться на... политическом аукционе (было в программе и такое мероприятие). Проводила его учительница русского языка и литературы Людмила Адельевна Дедкова.
Все здесь было как на настоящих аукционах: и звучный гонг, и молоточек. А вот разыгрывались, то есть «продавались» здесь вещи не совсем обычные: условно их поименовали «историческими реликвиями». Что именно? А вот что: ручка Ленина, трубка Сталина, пенсне Берия, шляпа Хрущева и... кирпич Горбачева. Суть этой своеобразной игры состояла в том, чтобы сообщить самый интересный факт из жизни этих политических деятелей.
Вначале в игру вступили ученики, а затем азарт аукциона охватил и педагогов, В конечном итоге победительницей стала одиннадцатиклассница Галя Тяглова.
Необходимо заметить, что программа праздника была очень разнообразной и насыщенной. Увлекательным было путешествие по маршруту «В мир знаний». Словно в вагоне метрополитена, ребята побывали на станциях «Математическая», «Историческая», «Литературная» и «Спортивная». Ученики других классов принимали участие в праздниках «Времена года» и «Прощание с азбукой». КВМ (клуб веселых математиков) не соперничал с занимательной грамматикой, но участников этих двух конкурсов объединяло остроумие, находчивость и знание этих предметов.
«Человек неученый, что топор неточеный» — эти слова начертаны на одном из красочных плакатов. Заметим, что художественное оформление школы было наглядным свидетельством в атмосфере праздника. К этому дню приурочили выставки детских рисунков «Я вижу мир», изделий кооператива «Школьник».
Но какой праздник без песен и танцев? Они были, обязательно были, и чередовалось все это зрелище головоломными загадками и награждениями лучших учащихся. Последнее напоминало красочное зрелище: перед старшеклассниками в ярких костюмах глашатаев (а это были десятиклассницы Илона Юлинен и Тайми Тюллинен) выступили «поверенные» директора школы А. Н. Сороки, зачитавшие... «Указ Александра свет Николаевича по школе Шуйской. § 1. Наградить грамотою за участие в празднике знаний классы следующие: 9, 10, 11. § 2. Занести на доску почета школы Шуйской тех, кто в науках преуспевает, сфотографировать 24 апреля сего года и на память дать тем фотокарточку. § 3. Да исполнить волю тех, кто указ сей сочинял, и порадовать гостей праздника стихом складным да песней доброю. А вести сей концерт будет красна девица Катя Шалаева. А зрителям слушать исполнителей да всячески одобрять и поддерживать». Подготовили и провели два концерта педагоги А. П. Силявкина и С. Г. Капкова. Да и сами они в стороне не стояли, дуэтом спели песню на карельском языке.
Очень понравился и хозяевам, и гостям День национальной кухни, где всех приглашали отведать белорусские блюда. Так и тянуло на эти дразнящие запахи! Чего здесь только не было? Бабка картофельная, колбаса домашняя, драники с салом, яйцо, фаршированное грибами, вареники с творогом, мачанка, зразы с грибами... Не каждый ресторан сегодня может похвастаться таким меню.
Технолог Прионежского общепита А. И. Афанасьева, которая и сама принимала участие в приготовлении всех этих блюд, рассказала:
— Нашей целью было показать, как улучшить культуру обслуживания, качество приготовления пищи. Отчасти нас «преследовали» и мотивы профориентации. Ведь работа повара или кондитера — творческая. Хочется показать школьникам, насколько интересно наше дело.
Завершился этот день анализом итогов, его сделал директор Шуйской средней школы А. Н. Сорока. Затем состоялся серьезный, обстоятельный разговор профессионалов, обмен опытом педагогов по темам самообразования, по вопросам педагогики сотрудничества, обсуждался коллективный способ обучения.
Участники этой встречи вывод о том, что здесь увидели и
узнали, сделали однозначный — праздник знаний в Шуйской средней школе был одинаково интересным и полезным.


В. САВЧЕНКО.

„Волнуюсь не меньше, чем сами ребята"
05.06.1990г.«Коммунист Прионежья»

У выпускников средних школ ответственная пора — экзамены. Позади уроки, зачеты, звонкие перемены. Еще вчера казалось, что до экзаменов еще уйма времени. А сегодня?
Необычной тишиной встретила Шуйская средняя школа. Собранны и серьезны выпускники. На многих лицах — отрешенность. По-видимому, еще и еще раз прикидывают возможные варианты тем и делают свой выбор. Например, Саша Уханов, как он представился, Александр Васильевич. Его симпатии склоняются к свободной теме.
...Несколько одиннадцатиклассниц судорожно листают учебник. Им лучше не мешать. А вот уже и совсем неожиданная картина: в руках у одной из девушек... вязальные спицы. Знакомимся: Оля Якушева. Она так комментирует свое занятие:
— Очень волнуюсь. Спицы не от самоуверенности, а чтобы снять напряжение.
Последние приготовления и у экзаменационной комиссии. Еще раз оглядывает класс Татьяна Васильевна Комарова.
— По-моему, я волнуюсь не меньше, чем сами ребята, — говорит она. — Хотелось, чтобы темы сочинения оказались для ребят любимыми и знакомыми, чтобы успешно прошли они через первое испытание. В классе есть ученики с интересными мыслями, суждениями, но беда многих — не всегда удается им это выразить.
— У нынешних выпускников, — продолжает Татьяна Васильевна, — за время их учебы сменился не один учитель русского языка и литературы, я — пятая. Это беда, а не вина ребят, что они что-то недоучили, недопоняли...
Неожиданно резко звенит звонок. Одиннадцатиклассники проходят в класс. Директор школы А. Н. Сорока поздравляет ребят, но похоже его слов никто не слышит, все взгляды
прикованы к конверту, который он держит в руках.
— Доверим вскрыть конверт Татьяне Васильевне, — заканчивает короткое выступление директор.
Напряженная тишина. Проходит секунда, другая, третья..,
«Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни» (В. Белинский о поэме И. В. Гоголя «Мертвые души»).
«Серебряный» век русской поэзии». (Поэзия начала XX в.).
«О партии хотел я рассказать».
Темы названы. Татьяна Васильевна пишет их на доске. Класс склонился над черновиками. Первый экзамен начался.
 

Е. КОВАЛЕВА.

01.09.1990г.«Коммунист Прионежья»
Сегодня в нашем районе сотни малышей впервые переступят порог своей школы. Среди тех, кто сядет за парты, Вова Шалгуев и Женя Капкова из поселка Шуя.
 

Фото В. Романова.

 

 

 

Газета «Коммунист Прионежья», 1 сентября 1990 г.
В учителях... только девушки

38 молодых специалистов впервые сегодня вошли в класс в. роли учителя. Педагоги района в день конференции с радостью приняли их в свою учительскую семью. Все обратили внимание в тот день, что среди новичков только девушки. К сожалению...
Перед началом совещания их всех пригласили к сцене. Волновались, конечно, но внимательно слушали Евгению Степановну Поташеву, всю жизнь посвятившую школе. Выступая, она сказала, что этот учебный год будет последним в ее ДОЛГОЙ педагогической биографии, и пожелала:
— Живите и вы в учителях долго, не три года, чтобы отработать положенное после вуза или училища. Труд учителя нелегкий, никакими показателями и процентами его не измеришь. Но он стоит того, чтобы отдавать школе всего себя, без остатка.
И все-таки у них сегодня праздник и сложный экзамен. И сдавать им его придется всю жизнь, коль уж выбрали для себя это нелегкое, требующее ПОЛНОЙ самоотдачи дело.
Мы желаем молодому пополнению учителей творчества в работе, хороших учеников. Наш фотокорреспондент Владимир Романов сфотографировал группу молодых учителей в день августовской конференции.

Слева направо: Е. А. Аникина (Шуя), Н. А. Якушева (Мелиоративный), Л. В. Кайянен (детское объединение п. Мелиоративный), В. С. Изюмова, Т. А. Федорова, Е. А. Миронова, Т. А. Шклярова (Рыбрека), Л. В. Рожина (Лехнаволок)

 

 

наверх